Интенсивно-деятельностное обучение как основа компетентностного подхода к профессиональному образованию в техническом университете - page 5

“опыт деятельности” приобретает особую востребованность, как осо-
бенный показатель образовательного результата. Традиционная триада
“знания–умения–навыки” стала недостаточной для описания образо-
вательного процесса [4]. “Знания, применение знаний” как результаты
обучения стали разграничивать с “выполнением конкретной деятель-
ности и способностью решить имеющуюся производственную задачу,
проблему” [5]. ФГОС ВПО обратился к компетентностному подхо-
ду в профессиональном образовании и деятельностным показателям
качества обучения.
Под профессиональной компетентностью, формируемой на второй,
магистерской, ступени понимают
способность
решать производствен-
ные задачи на основе аккредитационных видов деятельности специ-
алиста, дополненных умением доказательно обосновать выдвигаемые
решения, учитывать объективные закономерности, предусмотреть воз-
можные трудности и средства их преодоления [6].
Компетенции бакалавра имеют иную привязку к производствен-
ной специальности. Они декларируют интегрированные качества лич-
ности, необходимые для успешной производственной деятельности в
профессиональной и общественной сферах, в коммуникативном вза-
имодействии с другими людьми, и выражают
готовность
бакалавра
к выполнению профессиональной деятельности в определенной отра-
сли [5, 7]. Компетенции при наличии профессиональных качеств пре-
вращаются в профессиональную квалификацию успешной деятельно-
сти в избранной отрасли.
Таким образом, в интенсивно-деятельностном обучении как теоре-
тической основе компетентностного подхода выстраиваются две обра-
зовательные линии с показателями образовательных результатов: зна-
ниями, умениями и навыками нормативной деятельности в типовых
ситуациях и опытом выполнения деятельности, социальными и обще-
профессиональными компетенциями и отраслевой профессиональной
компетентностью для трех моделей профессиональной подготовки вы-
пускников вузов.
Первая модель — специалист, подготовленный к выполнению кон-
кретного (типового), но достаточно узкого профиля работы в соответ-
ствии с требованиями производства и работодателей на данный мо-
мент времени. Заказ на подготовку такого специалиста формируется на
основе профессиональной практики, но предусматривает возможность
перестройки и освоения новых видов деятельности в случае измене-
ния технологии производства или ее модернизации. В качестве оцен-
ки итогового образовательного результата выступает усвоение опыта
деятельности в специальных условиях. Теоретическая подготовка спе-
циалиста делает нецелесообразным одинаково глубокое изучение всех
разделов учебного курса. Рассмотрение вопросов, непосредственно
связанных с будущей профессией выпускников, определяется уров-
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2012. № 2
117
1,2,3,4 6,7,8
Powered by FlippingBook