или жившими людьми. Обучающийся становится участником сме-
щенной во времени совместной деятельности с предшествующи-
ми поколениями людей, которые становятся третьим участником
(участниками) образовательного отношения. Это утверждение име-
ет свое методологическое обоснование в работах В.А. Лекторского,
А.И. Бугаева, В.В. Краевского, Я.И. Лернера и других [2]. Таким обра-
зом, в интенсивно-деятельносном образовательном процессе вместе
с субъектной деятельностью обучающегося и профессиональной пе-
дагогической деятельностью обучающего присутствует еще один тип
деятельности — предметная деятельность по научной дисциплине.
Это — виды деятельности, установленные научной дисциплиной для
решения специфических проблем теории и практики.
Видам предметной деятельности, воплощающимся в методах науч-
ной дисциплины, соответствуют конкретные задачи науки. Главные из
них, раскрывающие пути поиска решений принципиальных научных
проблем, получили название основных задач научной дисциплины,
например основные задачи кинематики, динамики, квантовой механи-
ки, расчета электрических цепей и т.д. в физике. Этим задачам соот-
ветствует основанная на частных (в отличие от общих и всеобщих!)
методах научной дисциплины нормативная предметная деятельность
по достижению предопределенного теорией конкретного результата.
Нормативной деятельностью называют рациональный, отредактиро-
ванный, “без проб и ошибок”, исправленный способ достижения этого
результата. Нормативная деятельность фигурирует в научных отчетах
и статьях, в построении педагогических моделей учебного процесса,
в разработке методик обучения и т.д. [3].
По мере освоения более высоких ступеней обучения нормативная
деятельность учащихся все больше приближается к своей наиболее
развитой форме. Так, на первой ступени обучения физике в непол-
ной средней школе ученики проводят расчеты физических величин по
готовым формулам, привыкают к их размерностям. В полной сред-
ней школе учащиеся для расчета физических величин предварительно
получают расчетную формулу, решая учебную задачу. В вузе учебно-
познавательная деятельность студентов состоит в обучении решать
проблемы, содержащиеся в учебных и исследовательских задачах.
Положим в основу классификации учебных проблем различные
случаи использования нормативной деятельности в решении задач
учебной дисциплины (табл. 2). Для решения проблем первых двух
типов непосредственно используют нормативные деятельности или
их сочетание (в наиболее распространенных типовых предметных
ситуациях). Проблемы третьего типа, содержащие нестандартные
условия и обстоятельства, требуют обучения студентов общественно-
историческому опыту применения нормативной деятельности в этих
условиях. Научно-поисковые проблемы относятся к проблемам иного
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2012. № 2
115