Интенсивно-деятельностное обучение как основа компетентностного подхода к профессиональному образованию в техническом университете - page 7

сто исходить из академического содержания научной дисциплины, а
учитывать ее производственную и социальную практику. Главным от-
личием вводимых образовательных стандартов различных уровней
становятся объем и качество дисциплин специальности и практики.
У бакалавров объем специальных дисциплин невелик — приблизи-
тельно полтора семестра (вместе с квалификационной работой). Ди-
пломированным специалистам для этих целей отводятся значитель-
ное время (три семестра для изучения дисциплин специальности и
практики и еще один семестр для выполнения дипломного проекта).
Магистры изучают в течение трех семестров дисциплины научной
специализации, затем еще в течение полусеместра проходят научно-
исследовательскую подготовку и имеют еще семестр для завершения
магистрской работы. В рамках магистерских программ изучаются раз-
личные спецкурсы [2].
Процессуальному и профильному уровням образования можно по-
ставить в соответствие практико-ориентрованные учебные курсы на-
учных дисциплин, например: прикладные вопросы электроники, при-
кладная механика, прикладная физика и др. Отделенные друг от друга
фундаментальные и прикладные учебные курсы научной дисциплины
могут более гибко осуществить профессиональную подготовку студен-
тов. Общий (фундаментальный) курс научной дисциплины на основе
фундаментальных знаний формирует активное творческое мышление.
Прикладные курсы знакомят с основами и опытом различных техноло-
гий, предусматривают обязательное выполнение лабораторных прак-
тикумов, введение в спецдисциплины, ориентацию на конкретный ры-
нок труда. Они могут отличаться определенной специализацией (ка-
федральный цикл) или соответствовать отраслевой профессиональной
практике (факультетский цикл) [1].
Интенсивно-деятельностное обучение составляет особый принцип
модульно-деятельностного структурирования учебного курса. Фунда-
ментальные методы научной дисциплины (например, законы сохра-
нения, вероятно-статистический, квантование физических величин в
атомных и наносистемах и др. в физике) выступают структурообра-
зующим основанием учебных модулей. Они непосредственно опреде-
ляют практическую направленность учебного модуля, структурируют
его содержание для обучения научным обобщениям и видам деятель-
ности.
Наполнение учебных модулей в интенсивно-деятельностном обу-
чении деятельностным содержанием направлено на реализацию обу-
чающих функций учебно-познавательной деятельности студентов для
достижения компетентностных образовательных результатов. Опира-
ясь на частные методы предметной деятельности, воплощенной в на-
учной дисциплине, и ориентировочную основу субъектной деятель-
ности, обучающиеся выдвигают гипотезы (и одновременно критерии
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2012. № 2
119
1,2,3,4,5,6 8
Powered by FlippingBook