Интенсивно-деятельностное обучение как основа компетентностного подхода к профессиональному образованию в техническом университете - page 4

плана, требующим привлечения фундаментальных физических обоб-
щений и принципов для своего разрешения.
Таблица 2
Классификация учебно-познавательных проблем и способов их решения
Тип проблемы
Способы решения
Проблемы, содержащиеся в ос-
новных задачах физики
Нормативная деятельность решения основных
задач физики
Комплексные физические проб-
лемы
Комбинирование нормативных способов ре-
шений задач физики
Проблемы, содержащие нестан-
дартные условия и обстоятель-
ства
Опыт деятельности в ситуациях, отличных от
нормативных
Научно-поисковые проблемы Фундаментальные обобщения и принципы фи-
зики
Субъектная деятельность учащегося имеет два плана своего рас-
смотрения: 1) методологический, проявляющийся в представлении
деятельности учащегося психологической теорией довольно-таки аб-
страктно через мотив, предмет, цель, результат, как нечто идеальное,
и 2) теоретический, который на фоне идеальных отношений и процес-
сов подразумевает весь спектр трудностей, препятствий, с которыми
неизбежно сталкивается субъект любой реальной, практической дея-
тельности, требующей от него новой логики действий и привлечения
дополнительной информации и знаний, в том числе из других областей
науки. Различая соответственно субъекта идеального и субъекта реаль-
ной деятельности, будем считать идеальными (типовыми) те виды и
способы деятельности, которые опираются исключительно на идеа-
лизированные модельные представления и ситуации. Выход за рамки
таких систем расценивается как решение нестандартных (нетиповых)
задач.
Ценность профессионального образования состоит как раз в том,
чтобы готовить подрастающие поколения к решению многообразных
задач практики, к решению новых задач, возникающих с развитием на-
уки и производства, создавать предпосылки творчества. Для решения
этих образовательных задач необходимо системно и целенаправлен-
но обучать студентов имеющемуся опыту деятельности в нетипич-
ных обстоятельствах и условиях. Опыт деятельности является атри-
бутом обучения всякой реальной субъектной деятельности человека.
Через овладение разнообразным опытом деятельности в нестандарт-
ных ситуациях происходит самовыражение личности, осуществляет-
ся творческий поиск. Индивид, освоивший лишь нормативную дея-
тельность, не может стать подлинным субъектом, господствующим
над обстоятельствами в профессиональной, учебной и трудовой сфе-
рах жизни. Вот почему в профессиональном образовании категория
116
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2012. № 2
1,2,3 5,6,7,8
Powered by FlippingBook