Вычисляя вторую производную по времени
,
получаем ускорение из
-
гибных колебаний корпуса в сечении
В
−
В
:
¨
u
2
B
−
B
(
t
) =
−
8
A
2
ω
2
cos 2(
ϕ
−
ωt
)
−
J
б
J
пс
µ
`
пс
`
б
¶
3
∞
X
n
=1
A
n
p
2
n
sin(
p
n
t
+
β
n
)
.
(33)
Анализ решения
(33)
показывает
,
что виброускорение корпуса ге
-
нератора в сечении
В
−
В
при дефекте плотности посадки пропорцио
-
нально радиальному перемещению
x
(
t
)
ЦМ призмы относительно на
-
чала ПСК
Oxz
.
Результаты математического моделирования
.
Результат расчета
спектра виброускорения
¨
u
2
B
−
B
корпуса турбогенератора ТВВ
-320-2
с дефектом ослабления плотности посадки по программе
,
реализую
-
щей разработанную математическую модель и включающей в себя бо
-
лее
40
основных геометрических и физико
-
механических параметров
конструкции
[5, 6],
представлен на рис
. 4.
Анализ результатов матема
-
тического моделирования показывает
,
что можно выделить следующие
общие закономерности в изменении спектра ускорения изгибных коле
-
баний корпуса при дефекте ослабления плотности посадки
.
1.
Нормальному функционированию двухполюсного турбогенера
-
тора ТВВ
-320-2
без дефектов упругой подвески соответствуют из
-
гибные колебания корпуса на удвоенной частоте вращения ротора
(100
Гц
) [6].
2.
Ослабление плотности посадки сопровождается проскальзыва
-
нием соединения
“
ласточкин хвост
”
призмы внутри Т
-
паза сердеч
-
ника и появлением в низкочастотной области спектра
(
до
1
кГц
)
гар
-
моник
,
целочисленно кратных удвоенной частоте вращения ротора
(
см
.
рис
. 4,
а
).
Дальнейшее уменьшение плотности посадки приводит
к возрастанию амплитуд этих гармоник
.
3.
Развитие дефекта сопровождается контактной коррозией металла
в местах соприкосновения элементов и формированием зазора между
гранями
“
ласточкина хвоста
”
призмы и Т
-
паза сердечника
,
что приво
-
дит к увеличению в спектре числа составляющих
,
целочисленно крат
-
ных удвоенной частоте вращения ротора
,
и перераспределению энер
-
гии между ними
(
см
.
рис
. 4,
б
).
4.
Увеличение энергии гармоник
,
целочисленно кратных удвоенной
частоте вращения ротора
,
сопровождается уменьшением амплитуды
колебаний основной гармоники
.
Выводы
.
Разработанная математическая модель описывает вибра
-
ционное состояние электрических машин в условиях отклонения их
38
ISSN 1812-3368.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Естественные науки
”. 2004.
№
3