5.
Законы
1
разрушения сооружения и поражения людей (функции
уязвимости)
— зависимости вероятностей повреждения здания или по-
ражения человека от интенсивности поражающего фактора, характе-
ризующие сопротивление элементов риска воздействию поражающих
факторов.
Поражающие факторы ЧС.
Поражающие факторы и их основные
определяющие параметры приведены в табл. 1. Воздействие поража-
ющих факторов при авариях и катастрофах характеризуется моделями
воздействия.
Таблица 1
Поражающие факторы и их основные параметры
Виды ЧС
Поражающий фактор
Параметр
Землетрясения
Обломки зданий сооруже-
ний
Интенсивность землетрясения
Взрывы
Воздушная ударная волна Избыточное давление во фрон-
те воздушной ударной волны
Пожары
Тепловое излучение
Плотность теплового потока
Цунами
Волна цунами
Давление гидравлического по-
тока
Разрушение плотин Волна прорыва
Радиационные аварии Радиоактивное заражение Дозы облучения
Химические аварии Токсичные нагрузки
Токсодоза
Модели воздействия.
Поля потенциальной опасности можно опи-
сать в виде аналитических, табличных или графических зависимостей.
Эти зависимости позволяют определить интенсивность поражающих
факторов той или иной ЧС в рассматриваемой точке поля негатив-
ного воздействия. Модели воздействия характеризуют интенсивность,
масштаб воздействий и частоту события.
Рассмотрим методические подходы к формированию моделей воз-
действия для анализа риска. Расчетные случаи можно свести к четы-
рем типам моделей воздействия [7].
Модель воздействия 1-го типа
основана на факте свершившегося
события (ЧС), используется для организации оперативного реагиро-
вания. С этой целью проводится оперативное прогнозирование обста-
новки в чрезвычайных ситуациях.
Характерные параметры этой модели — координаты центра очага,
интенсивность или мощность воздействия, время.
Моделирование полей воздействия поражающих факторов прово-
дится с помощью известных методик оценки последствий:
1
Эти термины являются основными при прогнозировании последствий ЧС.
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2015. № 1
115