Механизмы экспертной оценки военно-технологических программ
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Естественные науки. 2017. № 2
107
Экспертные механизмы при формировании военно-технологических про-
грамм.
Отметим следующее: ВТУ вооружений может задаваться формальным об-
разом с использованием некоторой математической модели. Однако с учетом
определенных сложностей вследствие многофакторности их описания часто при-
меняют проверенный временем и практикой метод экспертной оценки (эксперти-
зы). Кратко этот метод характеризуется следующими положениями:
−
в решении участвует группа высококвалифицированных экспертов;
−
решение базируется на опыте и интуиции экспертов;
−
решение формируется в виде коллективного экспертного суждения, по-
лучаемого на основе агрегирования индивидуальных суждений экспертов.
Существует достаточно много надежных методов получения экспертных
оценок ВТП [8, 9]. В одних методах предполагают, что с каждым экспертом ра-
ботают отдельно, и он высказывает свое мнение независимо от авторитетов.
Другие — ориентированы на совместную подготовку материалов для лиц, при-
нимающих решения (ЛПР). При этом эксперты обсуждают проблему друг с дру-
гом, учатся друг у друга, и неверные мнения отбрасываются в ходе совместных
дискуссий. Еще одни статистические методы проверки согласованности и
усреднения мнений позволяют принимать обоснованные решения о ВТП.
При организации экспертизы для получения качественных и обоснованных
оценок экспертов, необходимо учитывать тот факт, что даже, если эксперт абсо-
лютно независим, он заинтересован в повышении своего рейтинга, который зави-
сит от того, насколько часто при проведении экспертиз его оценка совпадает с ре-
зультирующей оценкой всех экспертов относительно тех или иных аспектов ВТП.
Смоделируем функционирование организационной системы, в которой
эксперты заинтересованы в «лоббировании» своих или чужих интересов. Си-
стема состоит из Центра
—
организатора экспертизы
—
и игроков-экспертов.
Задача Центра —
организовать экспертизу некоторого проекта в ВТП в це-
лях получения его наиболее точной и объективной оценки.
Задача экспертов
— выбрать такую стратегию поведения, сообщая оценки
об исследуемом объекте, чтобы полученная на основе процедуры свертки ито-
говая экспертная оценка максимально соответствовала интересам эксперта.
Формальная модель.
Введем следующие обозначения:
N =
{1, 2, …,
n
} — множе-
ство экспертов;
r
i
— истинная оценка проекта для
i-
го эксперта;
s
i
—
оценка, кото-
рую дает
i-
й эксперт при проведении экспертизы,
s
i
[
d
;
D
],
d
,
D —
нижняя и
верхняя границы оценки;
х —
результирующая экспертная оценка.
Предположим, что результирующую оценку определяют на основе некото-
рой функции свертки
(
s
), т. е.
х =
(
s
).
Целевая функция
i-
го эксперта записывается в виде
2
i
i
f
r
s ,
i
N.
(1)
Цель эксперта — выбор такой стратегии поведения, которая позволит ми-
нимизировать целевую функцию.