Рис. 13. Графики силы тока в цепи лайнера:
a
— сравнение результатов для упругого, пластического и вязкого лайнеров,
соответственно кривые
1,2,3
;
б
— упругий лайнер
контактирующие участки имеют форму, резко отличающуюся от плос-
кой. Из этого следует, что при моделировании заключительного этапа
формирования выходного импульса выбор модели материала лайнера
играет важную роль.
Из анализа результатов расчетов процесса электродинамическо-
го ускорения и торможения пластинчатого металлического лайнера
в устройствах обострения мощности следуют
выводы:
1) интегральные характеристики — скорость и координата центра
масс лайнера, полная ускоряющая сила, сила тока в цепи индуктора —
слабо различаются для разных моделей;
2) форма лайнера в процессе движения существенно зависит от
выбранной модели: по упругому лайнеру бегут волны; в расчетах с
жидким и пластическим лайнерами центральная часть пластины со-
вершает плоскопараллельное движение, при этом за счет деформации
краев ширина лайнера уменьшается. Эти характеристики движения
согласуются с экспериментальными данными. Процесс деформации
краев пластины для двух моделей происходит по-разному: в жидком
лайнере наблюдается образование галтелей на краях, края пластиче-
ского лайнера образуют отчетливый загиб;
3) для более жесткого материала лайнера край пластины деформи-
руется меньше, а для более мягкого сильнее, чем в расчете с исходным
материалом; при последовательном увеличении предела текучести и
неизменном значении модуля Юнга поведение упругопластической
пластины приближается к поведению упругого тела;
4) при подлете пластины к нижней границе расчетной области (при
встречном сближении пластин) лайнер тормозится магнитным полем.
В расчетах без замыкания цепи лайнера значительного торможения
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2010. № 2
81