3) проводится “сшивка” сеток в лайнере и диэлектрике.
Выбор алгоритма обусловлен тем, что в диэлектрической подобла-
сти решается только эллиптическое уравнение (3) для векторного по-
тенциала, поэтомупри перестройке сетки можно обойтись без пере-
интерполяции используемых величин.
Физические параметры
, общие для всех вариантов расчета, при-
ведены далее в безразмерном виде.
Начальная температура
T
= 1
,
45
. Начальная скорость лайнера рав-
на нулю. Размеры конструкции в соответствии с рис. 2,
б
(для одной
четвертой части): высота индуктора — 1,5, полуширина — 1,0; высота
лайнера — 0,02, полуширина — 1,1; расстояние между лайнером и ин-
дуктором по высоте в начальный момент времени — 0,02; начальная
высота нижней кромки лайнера — 0,96.
При расчете электромагнитных полей считается, что на расстоянии
0,5 от краев лайнера или индуктора (в начальный момент времени)
находится идеально проводящий экран (при задании его электропро-
водности возможны варианты).
Параметры материала индуктора соответствуют стали: плотность
ρ
= 1
,
95
, теплоемкость
c
v
= 9
,
21
, теплопроводность
κ
= 1
,
998
·
10
−
5
,
электропроводность
σ
= 52
,
9
при 0
◦
C.
Параметры материала лайнера соответствуют алюминию: плот-
ность
ρ
= 0
,
63525
, теплоемкость
c
v
= 18
,
037
, теплопроводность
κ
= 1
,
035
·
10
−
4
, электропроводность
σ
= 40
,
66
при 0
◦
C, модуль Юнга
E
= 1762
,
58
, коэффициент Пуассона
ν
p
= 0
,
301
. Для модели с жидким
лайнером вязкость
ν
= 0
,
1
. Для упругопластического лайнера предел
текучести
s
y
= 0
,
9
.
Для обоих материалов электропроводность задана функцией тем-
пературы
σ
=
σ
s
/
(1 +
α
σ
T
) c параметрами из работы [16].
Параметры электрической цепи индуктора: индуктивность
L
B
= 20
,
емкость
C
B
= 3
,
1
·
10
−
5
, сопротивление
R
B
= 1
,
2
·
10
2
. Начальное
напряжение на обкладках конденсатора равнo 2000, начальный ток
нулевой.
Параметры электрической цепи лайнера: индуктивность
L
A
= 2
,
5
,
емкость
C
A
= 1000
, сопротивление
R
A
= 10
−
5
. Начальное напряжение
и начальный ток равны нулю.
Экспериментальные результаты.
Посколькупроцесс ускорения
лайнера занимает короткий промежуток времени (порядка сотни ми-
кросеку нд), а в резу льтате торможения б´ольшая часть ленты уничто-
жается, то объем экспериментальных данных ограничен.
Одними из наиболее важных экспериментальных результатов явля-
ются фотографии теневой съемки лайнера в процессе его движения,
опубликованные в работе [17].
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2010. № 2
73