Previous Page  2 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 12 Next Page
Page Background

ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Естественные науки». 2016. № 3

71

definite criterion. We describe a nonlinear mathematical model of the plane movement

as a material point in the trajectory reference frame. We illustrate the findings of the

research with examples and show the results of numerical modeling.

Keywords:

terminal control, phase curve, state constraints.

Введение.

Одной из известных задач для летательных аппаратов

(ЛА) как пилотируемых, так и беспилотных, является задача автомати-

ческого синтеза законов управления, которые реализуют движение ЛА

вдоль пространственных траекторий, проходящих через заданные пу-

тевые точки [1, 2]. Эта задача достаточно сложна и основные трудно-

сти в ней связаны с необходимостью учета ограничений, наложенных

на переменные состояния и управления.

Задачу движения ЛА между двумя соседними путевыми точками в

большинстве случаев можно рассматривать как терминальную задачу.

Однако большинство разработанных методов решения терминальных

задач не позволяют учитывать ограничения, наложенные на состояние

системы [3–7]. В некоторых методах процесс поиска требуемой про-

граммной траектории в целях учета наложенных ограничений может

быть итерационным [8].

Для нахождения требуемых траекторий достаточно широко ис-

пользуется подход, основанный на концепции обратных задач динами-

ки, включающий два этапа: 1) задание кинематической траектории

движения объекта; 2) определение управлений, реализующих указан-

ную траекторию [9]. Преимущество такого подхода — возможность

непосредственного формирования желаемой траектории, удовлетво-

ряющей заданным ограничениям, и исследования ее реализуемости.

Однако именно задача синтеза траектории, удовлетворяющей нало-

женным ограничениям, и представляет собой наибольшую трудность.

Кроме того, для нахождения программного управления, реализующего

заданную программную траекторию, отображение «вход–выход» ма-

тематической модели, описывающей движение, должно быть обрати-

мым. Обратимость отображения «вход–выход» подразумевает, что для

любой программной траектории в пространстве выходов существует

реализующее ее программное управление. При этом учет ограничений

зачастую ведет к итерационной процедуре, когда в некотором классе

функций по тому или иному алгоритму перебираются возможные тра-

ектории, пока не будет найдена такая траектория, которая бы удовле-

творяла наложенным ограничениям.

Для проектирования сложных пространственных траекторий мож-

но использовать метод, основанный на выборе траектории из опреде-

ленного набора более простых траекторий, которые соответствуют ти-

повым маневрам (смена эшелона, разворота, прямолинейного движе-

ния и т. д.) [1]. Однако и при таком методе проектирования траекто-

рий, являющихся базовыми, возникает задача по учету ограничений.