ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА И
ЛИНГВИСТИКА
УДК 376.33
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
А.А. Волков
,
О.А. Орешкина
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, Российская Федерация
e-mail: оreshkiin@bmstu.ru
Предложена технология обеспечения содержательной доступности дисци-
плин основной образовательной программы для студентов c нарушениями
слуха — субъектов профессиональных образовательно-реабилитационных про-
грамм в условиях непрерывного двухуровневого интегрированного обучения
в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Она заключается в сочетании информационно-
коммуникационных технологий с элементами проектной деятельности при вы-
полнении индивидуальных проектных заданий в рамках дисциплин естественно-
научного или профессионального цикла и, по сути, представляет собой меж-
дисциплинарную образовательно-реабилитационную технологию. Технология,
отработанная на примере дисциплины “Химия”, показала высокую эффектив-
ность в минимизации специфических ограничений студентов с нарушениями
слуха, в выработке их профессиональных и личностных компетенций, в повы-
шении заинтересованности и мотивированности студентов.
Ключевые слова
:
студенты с нарушениями слуха, содержательная доступность,
информационно-коммуникационные технологии обучения, проектная деятель-
ность, образовательно-реабилитационные программы, мультимедийные проек-
ты, мультимедийные презентации, профессиональные и личностные компетен-
ции.
INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES
OF PROJECT TRAINING OF STUDENTS WITH DISABILITIES
A.A. Volkov
,
O.A. Oreshkina
Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russian Federation
e-mail: оreshkiin@bmstu.ru
The effective technology providing the content accessibility of disciplines of the
main education program for hearing impaired students (subjects of the professional
education and rehabilitation programs of continuous two-level integrated education
at BMSTU) is suggested. The technology consists in combining the information
technology with elements of project activities while performing individual project
tasks within disciplines of the natural-science or professional cycles, i.e., as a
matter of fact, is a new interdisciplinary education and rehabilitation technology.
It was tested by the example of the chemistry course and showed its high efficiency
in minimizing specific limitations of this students’ group and in contributing to
development of the set of professional and personal competences because of the
students’ involvement and motivation.
Keywords
:
hearing impaired students, content accessibility, information and
communication technologies in the education, project activity, the education and
rehabilitation programs, multimedia projects, multimedia presentations, professional
and personal competences.
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2013. № 3
117