соответствии с поставленными целями и задачами; компоновка слай-
дов; формулирование выводов и заключения; создание контрольного
теста; проверка орфографии и грамматики. Перечисленные виды дея-
тельности остаются за преподавателем. Таким образом, преподаватель
ГУИМЦ, наряду с пониманием индивидуальных особенностей студен-
тов, связанных с потерей слуха, должен обладать знаниями как в обла-
сти информационных технологий, так и в области изучаемой дисци-
плины. В связи с этим он сотрудничает с преподавателем дисциплины.
Работа преподавателя и студента в информационном пространстве при
обеспечении личного контакта на занятиях и консультациях повышает
эффективность учебного процесса этой группы студентов и подтвер-
ждает вывод о важности обоснованного выбора инструментальных
средств, общих и для преподавателя, и для студента [11]. Такие сред-
ства обеспечивают свободное распространение учебной информации в
образовательной среде в форматах, доступных всем участникам обра-
зовательной программы.
Отдельные занятия посвящены репетициям презентаций — про-
верке и отладке созданной презентации, повторению устного докла-
да по содержанию презентации. Задача устного изложения доклада
по содержанию презентации без использования сурдоперевода была
поддержана всеми студентами и доказала свою эффективность. Все
доклады-презентации были выполнены на высоком уровне с исполь-
зованием собственной звучной речи.
Лишь для одного студента с сильными нарушениями слуха и речи
было сделано исключение: для озвучивания содержания его презента-
ции в экспериментальном порядке использовали технологию озвучи-
вания текста (программа синтезатор речи Ghost Reader Version 1.-6.6).
Для этого студент написал комментарии к содержанию каждого слай-
да, которые программист встроил в программу. По нашему мнению,
такой способ изложения содержания проекта требует от студента хо-
роших навыков владения русским языком в области дисциплины, но
не способствует развитию его слухоречевой функции. При использова-
нии синтезатора речи студент не самостоятелен и нуждается в помощи
программиста и специалиста в предметной области знания.
При слушании докладов студентов с нарушениями слуха и наблю-
дении реакции аудитории создавалось впечатление, что студенты полу-
чали удовольствие от процесса выступления и активного “слушания”.
Большинство из них впервые в жизни оказались в роли докладчиков.
Этот опыт подтвердил возможности студентов принимать участие в
общеуниверситетских студенческих конференциях.
Анализируя аксиологическую направленность ИКТ в коррекцион-
но-развивающей деятельности студентов с нарушениями слуха, можно
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2013. № 3
125