Введение.
В последнее время наблюдается тенденция увеличе-
ния численности инвалидов, обучающихся в университетах России,
что можно объяснить введением Единого государственного экзамена
(ЕГЭ). В связи с этим проблема доступности среды вуза (физиче-
ской, информационной, содержательной) для таких граждан приобре-
ла особую актуальность. На основании Указа Президента РФ от 7 мая
2012 г. № 597 и распоряжения Правительства РФ от 15 октября 2012 г.
№ 1921-р был утвержден комплекс мер, направленных на повышение
эффективности содействия трудоустройству и на обеспечение доступ-
ности профессионального образования для инвалидов.
Проблема доступности образования обусловлена системным, слож-
ным характером дефекта инвалидов. Идея сложной структуры дефек-
та была предложена Л.С. Выготским [1]. Суть идеи заключается в
следующем: наличие
первичного дефекта
, вызванного биологиче-
ским фактором, влечет за собой появление
вторичных дефектов
,
которые возникают под действием первичного дефекта и влияют на
дальнейшее развитие ребенка. Так, у людей с нарушенным слухом
(первичный дефект) снижение или утрата восприятия и переработ-
ки звуковой информации приводит к нарушению (недоразвитию)
функций речи (вторичный дефект), непосредственно связанных с по-
врежденной функцией слуха (нарушение фонетической стороны речи,
грамматического строя, связной речи, ограничение словарного запа-
са, недоразвитие понимания речи). Перечисленные нарушения влекут
изменения коммуникативной функции: нарушение речевого обще-
ния, осуществление коммуникации при активизации невербальных
(мимических, жестовых) средств. Своевременно (или неправильно)
не проведенная психолого-педагогическая коррекция этих наруше-
ний приводит к выраженным социальным нарушениям (“социальный
вывих”, социальная депривация
1
) и педагогической запущенности, к
нарушениям в эмоциональной и личностной сферах.
В работе [2] приведены преобладающие выраженные психологиче-
ские особенности обучающихся с нарушенным слухом. Основные от-
клонения (дефекты) от нормальных показателей в процессе усвоения
знаний и причины их возникновения подробно изложены в работах
[3, 4].
Перед обучающимся с нарушениями слуха возникает задача его
инклюзии (включения) в реальный образовательный процесс и в со-
циум вуза. Огромную помощь таким студентам оказывает коллектив
1
Психическая депривация (депривация, от лат. deprivatio — потеря, лишение) —
состояние психики, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, при ко-
торых человеку не предоставляется возможности для удовлетворения его основных
психических потребностей в достаточной мере и в течение длительного времени.
118
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2013. № 3