студенты находят способы расчета физических величин, оценивают
правильность их численных значений. Наборы действий и операций
здесь одинаковы, что позволяет преподавателю, имея промежуточные
ответы ко всем вариантам, эффективно контролировать отдельные эта-
пы самостоятельной работы во время аудиторного занятия.
В разработанной методической системе удалось реализовать двой-
ственную природу самостоятельной работы студентов по физике, кото-
рая проявляется в параллельном осуществлении мониторинга и диа-
гностики со стороны преподавателя и самоконтроля самим обучаю-
щимся, субъектно-личностной мотивации и целевого планирования
конкретного образовательного результата, аудиторной и внеаудитор-
ной форм самостоятельной познавательной деятельности студентов.
Оперативное руководство самостоятельной работой студентов
означает корректное вмешательство преподавателя в самостоятель-
ную познавательную деятельность обучающегося. В ряде случаев это
является необходимым и всегда ответственным моментом. Надо не
подсказать, а подвести обучающегося к замыслу решения проблемы,
к осознанию им своих затруднений и неясных вопросов в содержании
материала и выполнении действий.
Совершенно исключительное место в самостоятельной работе сту-
дентов занимают контроль и самоконтроль — поэтапное фиксирование
промежуточных результатов самостоятельной работы студентов пре-
подавателем и оперативный самоконтроль обучающимися на различ-
ных стадиях решения учебной задачи, а также итоговая оценка пра-
вильности полученного результата. Применяется система контроль-
ных оценок по физике с различной степенью достоверности — от про-
верки размерности физических величин, прямого экспериментального
подтверждения или решения задачи другими способами до вероят-
ностных оценок и предельных переходов.
Подведение итога самостоятельной работы обучающихся являет-
ся обязательным. Преподаватель подчеркивает новую информацию,
новый для учащихся опыт осуществления деятельности в норматив-
ных и измененных условиях, совершенствование мировоззренческих
представлений, формирование ориентационно-ценностных смыслов в
субъектно-деятельностной модели мира. Преподаватель, кроме того,
работает над дальнейшим совершенствованием методики проведения
самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа студентов совместно с аудиторными заня-
тиями, олимпиадами и студенческими научными конференциями со-
ставляет единую систему обучения физике в техническом универси-
тете и включает самоподготовку студентов к лабораторным и практи-
ческим занятиям, самостоятельную работу по лекционному курсу под
114
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2009. № 1