2.
Что называется активностью радиоактивного источника и каков ее фи-
зический смысл? Единицы измерения. Получите формулу зависимости ак-
тивности от времени. Как связана активность с количеством радиоактивного
препарата?
Задача 2.
Найти постоянную распада и среднее время жизни радиоак-
тивного
55
Со, если его активность уменьшается на 4% за 1 ч.
Задача 2а.
Определите удельную активность радона (222) в задаче 1.
3.
Применение радиоактивных изотопов.
Задача 3.
Определите возраст древних деревянных предметов, если
удельная активность изотопа
14
С у них составляет 60% удельной активно-
сти этого изотопа в только что срубленных деревьях. Период полураспада
14
С равен 5570 лет.
Каждый студент, имея такое задание, работает на занятии, при-
влекая конспект лекций или учебник, обращаясь к преподавателю. По
мере необходимости отдельные фрагменты выполнения задания вос-
производятся на доске.
Особенность предложенного сценария самостоятельной работы
студентов заключается в осмыслении верояностно-статистического
смысла закона радиоактивного распада. Студенты определяют веро-
ятность (долю) распавшихся ядер
Δ
N/N
= 1
−
exp(
−
λt
)
, вычисляют
вероятность распада ядра в ближайшую секунду, используя знания,
полученные при выполнении самостоятельной работы по
ψ
-функции.
Построенная на основе модели самостоятельной субъектной учебно-
познавательной деятельности методическая система учитывает осо-
бенности самостоятельной работы по физике студентов технического
университета, характеризуемые поэтапным ее выполнением и контро-
лем.
1. Этап раскрытия содержания учебной задачи.
2. Этап рефлексии над актуализированными знаниями.
3. Этап поиска пути решения задачи.
4. Этап осуществления решения.
5. Этап оценки правильности полученного результата.
6. Этап подведения итогов учебно-познавательной деятельности.
В соответствии с ними разработаны рекомендации для студентов к
самостоятельному поиску решения физико-технической проблемы [6].
Так, выполняя задание по теме “Распределение Ферми–Дирака
электронов в металлах”:
Уровень Ферми меди (серебра, цинка. . . ) при 0 K равен 7,0 (5,48; 9,39. . . ) эВ.
Найдите температуру вырождения электронного газа в металле. Чему рав-
на концентрация свободных электронов в металле? Проверьте полученный
результат другими способами. Найдите при температуре 0 K максималь-
ную плотность квантовых состояний, наибольший и средний импульсы (ско-
рости, энергии. . . ) свободных электронов, долю электронов, импульсы ко-
торых не превышают его среднего значения. Получите закон распределения
свободных электронов по импульсам при температуре 0 K и
Т
,
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2009. № 1
113