ем (означающему синтез, развитие и выход за пределы системы акту-
ализируемых знаний); интеллектуальной активности в деятельности
учения (благодаря которому объект из рассматриваемой системы свя-
зей переключается в новую); самопроектирования деятельности уче-
ния учащимся посредством выдвижения предположений и гипотез и
одновременно с ними критериев их правильности на двух уровнях
“стратегическом” и “тактическом”, которые соответствуют выдвиже-
нию замысла решения задачи и его осуществлению [6]. В табл. 1 пред-
ставлена модель субъектной учебно-познавательной деятельности по
физике студента вуза, построенная на основе этих принципов и ориен-
тировочной системы деятельности в психологии. Отметим, что для са-
мостоятельной работы в обучении огромное значение имеют ее моти-
вация, психологическая развернутость, субъектно-личностная позиция
студента по отношению к учебе и приобретению профессиональных
знаний.
Проблемы, с которыми сталкиваются студенты вузов в обучении
физике, можно разделить так: 1) содержащиеся в основных задачах
физики; 2) комплексные; 3) включающие нетиповые условия и об-
стоятельства и 4) научно-поисковые. Воплощенная в физике деятель-
ность представляет собой методы решения так называемых
основных
задач
физики (кинематики, динамики, статистической физики и т.д.).
Им соответствует
нормативная
деятельность, нацеленная на дости-
жение предусмотренных теорией конкретных результатов. Проблемы,
содержащиеся в основных задачах физики, разрешаются посредством
осуществления нормативной деятельности; решение комплексной фи-
зической проблемы есть последовательное решение соответствующего
комплекса основных задач физики. Проблемы, включающие нетипо-
вые условия и обстоятельства, разрешаются посредством освоения
опыта выполнения деятельности в условиях, отличных от норматив-
ных. Для успешного решения научно-поисковых проблем используют
фундаментальные методы и принципы физики.
Дидактические цели самостоятельной работы формируются в све-
те профессионального становления студентов как развитие лично-
сти, ориентация на характерные для высшей школы уровни образо-
ванности (нормативная деятельность, опыт деятельности в нестан-
дартных ситуациях, фундаментальные методы и обобщения физи-
ки, социально-педагогические компетенции, профессиональная ком-
петентность) и достижение требуемого качества обучения.
На рис. 2. представлена модель самостоятельной учебно-познава-
тельной деятельности решения физико-технической проблемы в обу-
чении физике. В ней раскрыто взаимодействие двух ее начал —
субъектной деятельности учения и нормативных методов решения
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2009. № 1
107