Методическая система самостоятельной работы студентов по физике - page 2

Рис. 1. Схема методической системы самостоятельной аудиторной и внеауди-
торной учебной деятельности по физике студентов технического университета
Самостоятельная работа в обучении физике отождествляется с
субъектной (персонифицированной) деятельностью учения, осуще-
ствляемой от начала до конца самим студентом. Выполняя самостоя-
тельный поиск решения учебной задачи, отыскивая нужные знания и
правила, студент сам формирует отдельные компоненты и всю учебно-
познавательную деятельность в целом. Воплощение этой деятельно-
сти в обучении физике происходит на основе созданных физической
наукой средств, норм и эталонов познавательной и практической де-
ятельности. Однако для студента в его самостоятельной работе оста-
ются незаданными и искомый результат, и путь его достижения. В
учебной задаче студент решает физико-техническую проблему путем
высказывания различных гипотез, предположений и выдвижения кри-
териев их правильности. Именно проблема, аккумулирующая в себе
потенциал поиска, несет в себе регулятивную психическую функцию,
дает начало формированию психических составляющих деятельности
(функциональные свойства, действия, цели, мотивы).
В соответствии с выдвинутой концепцией разрабатывается и мето-
дическая система самостоятельной работы по физике студентов тех-
нического университета, в основу которой положена модель самосто-
ятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Самостоятельная учебная работа как субъектная деятельность уче-
ния учащегося подчиняется специальным дидактическим принципам:
восхождения к новому знанию (провозглашающему получение новых
знаний и встраивание их в свой прежний опыт); рефлексии над знани-
106
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2009. № 1
1 3,4,5,6,7,8,9,10,11,...12
Powered by FlippingBook