Использование нечеткомножественного подхода при оценке качества обучающихся - page 16

Рис. 4. Вид лингвистической переменной для качественных показателей (эру-
диция, креативность, коммуникабельность)
1. Определяем потери по формуле
l
ij
=
A
ТЗ
j
A
ij
, i
= 1
, . . .
7
, j
= 1
, . . .
6
.
Результаты вычислений представлены в табл. 4 (таблице потерь).
2. Определяем нормированные потери по формуле
l
ij
=
l
ij
min
i
l
ij
max
i
l
ij
min
i
l
ij
; min
i
l
ij
= 0
для первых трех характеристик (средний балл аттестата, оценка за
работу и оценка за защиту работы)
max
i
l
ij
= 5
, а для качественных
оценок, выраженных лингвистическими переменными (эрудиция, кре-
ативность и коммуникабельность)
max
i
l
ij
= 1
.
Результаты расчета приведены в табл. 4.
3. Приоритет обычно определяется экспертом. В данном примере
он задан так:
I
= (1
,
2
, . . . ,
6)
, где 1 — средний балл аттестата; 2 —
оценка за защиту работы; 3 — эрудиция; 4 — оценка за работу; 5 —
креативность; 6 — коммуникабельность.
4. Введем вектор приоритета
N
= (
ϑ
1
, ϑ
2
, . . . , ϑ
6
)
. Значения
ϑ
j
показывают, насколько
j
-й критерий важнее, чем (
j
+1
)-й. Чаще всего
значения
ϑ
j
задаются экспертом. В нашем случае
N
= (1; 1
,
4; 1
,
1;
1
,
3; 1
,
2; 1)
, т.е.
ϑ
1
= 1
;
ϑ
2
= 1
,
4
;
ϑ
3
= 1
,
1
;
ϑ
4
= 1
,
3
;
ϑ
5
= 1
,
2
;
ϑ
6
= 1
.
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2007. № 3
115
1...,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15 17,18,19
Powered by FlippingBook