Использование нечеткомножественного подхода при оценке качества обучающихся - page 11

окончательного выбора, который при решении нечетко обусловленной
задачи всегда условен Таким образом, функционал
L
ω
i
используют
лишь для количественного соизмерения эффекта (с точки зрения глав-
ной цели оптимизации), и поэтому функционал
L
ω
i
точнее называть
оценочной, а не целевой функцией.
Следовательно, в процессе решения нечетко обусловленной зада-
чи из множества приемлемых (допускаемых или исходных) вариантов
решения, может быть выявлен не один, а несколько нехудших вари-
антов. Нехудшим называют такие варианты решений, среди которых
нельзя найти ни одного, который был бы безусловно лучшим, т. е. пре-
восходил другие решения по всем сравниваемым параметрам. Нехуд-
шие варианты иногда называют эффективными, недоминирующими
или конкурентоспособными. Окончательный выбор решения из мно-
жества эффективных, может быть осуществлен ЛПР лишь на основе
введения дополнительных критериев предпочтения.
В результате относительного сопоставления эффективных вариан-
тов решений с помощью таких критериев выделяется одно суперэф-
фективное решение, или супероптимальное решение. Для таких реше-
ний используется также термин “рациональное решение”.
В связи с тем, что сразу осуществить порождение и выбор рацио-
нального решения в условиях неопределенности невозможно, целесо-
образно использовать поэтапную схему сужения исходного множества
вариантов нечетко обусловленных решений.
Можно выделить следующие стадии сужения:
первая — сужение множества возможных решений до множества
приемлемых (альтернативных) вариантов посредством ряда целена-
правленных процедур неформального поиска;
вторая — сужение множества приемлемых вариантов до множества
эффективных решений посредством использования многоцелевого по-
казателя эффективности
L
ω
i
.
Схема процедуры выделения множества эффективных решений
приведена на рис. 2. В качестве основного варианта решения на от-
бор, определяющего положение “грани”, выделяющей эффективные
решения, принимается вариант, которому соответствует минимальное
значение оценочного функционала, выраженное через суммарные по-
тери
L
ω
i
:
(
L
ω
i
)
min
=
L
min
= min
i
L
ω
i
.
С помощью этого варианта (рис. 2,
в
) выделяют множество реше-
ний (область
А
), которые не хуже самого варианта, и поэтому наряду
с ним эти решения могут рассматриваться как потенциальные претен-
денты на категорию “рациональные варианты отбора”. В показанном
110
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2007. № 3
1...,2,3,4,5,6,7,8,9,10 12,13,14,15,16,17,18,19
Powered by FlippingBook