Использование нечеткомножественного подхода при оценке качества обучающихся - page 13

отбору абитуриентов при приеме в вуз, так и при оценке уровня обу-
ченности студентов и мониторинге качества специалистов. Показана
уже готовая матрица потерь, а также гистограммы рассогласований
для каждого варианта отбора и графическая иллюстрация безразмер-
ных потерь (рис. 3).
На рис. 3 в ячейках матрицы потерь расположено по два числа.
Верхнее число — это детерминированная составляющая потерь, а ниж-
нее — неопределенная составляющая потерь данного решения по дан-
ному показателю.
Под матрицей потерь расположены гистограммы рассогласований,
т.е. профили потерь для каждого варианта отбора.
Гистограмму рассогласований необходимо использовать в случае,
если после расчета потерь было найдено несколько приемлемых аль-
тернатив. На рис. 3 видно, что приемлемыми являются первый, второй
и четвертый варианты.
Четвертый вариант имеет минимальную детерминированную со-
ставляющую суммарных потерь и невысокое значение неопределен-
ной составляющей потерь, поэтому можно было бы выбрать именно
это решение. Но если посмотреть на профиль потерь по этому реше-
нию (см. рис. 3), то видно, что потери по второму требованию очень
велики и если для ЛПР важно значение этого показателя, то ему при-
дется отказаться от этого, на первый взгляд самого “выгодного” реше-
ния и производить дальнейший выбор между первым (
X
1
) и вторым
(
X
2
) вариантами отбора
Пример 2.
В данном примере приведен полный алгоритм анализа
исходных данных и дальнейшего расчета.
В табл. 3. приведены оценки семерых абитуриентов по различным
показателям: средний балл аттестата, оценка за работу, оценка за защи-
ту работы, эрудиция, креативность (способность к творчеству), ком-
муникабельность (социализированность).
Внизу таблицы приведены требуемые значения (ТЗ) по перечи-
сленным выше показателям. Можно для единообразия принимать ТЗ
одинаковыми для всех показателей (все 5,0 или все 1,0), но в данном
примере берутся естественные максимальные значения показателей.
Определение оценок абитуриентов по качественным показателям
(эрудиция, креативность, коммуникабельность) производится экспер-
тами. Такие оценки могут проводиться различными способами. Все
эти три показателя можно представить в виде лингвистических пере-
менных (см. рис. 3).
112
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2007. № 3
1...,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12 14,15,16,17,18,19
Powered by FlippingBook