Использование нечеткомножественного подхода при оценке качества обучающихся - page 2

деятельности требует большей формализации многих традиционно
сложившихся представлений. Однако в процессе принятия решения
приходится решать и нечетко определенные, и не схематизированные
задачи, которые не могут быть формализованы полностью из-за на-
личия в их составе качественных факторов. Это вызвано тем, что не
все требования, предъявляемые к абитуриенту, студенту, специалисту
могут быть выражены в виде количественных соотношений. Кроме
того, между рядом неформальных параметров, определяющих харак-
теристики личности обучаемого, как правило, не удается установить
точных взаимосвязей.
Для повышения объективности принимаемых решений целесо-
образно использовать автоматизированный комплекс средств поиска
рациональных решений, которые в своем составе помимо традици-
онных (четких) способов описания характеристик, содержат и не-
четкие формы представления значений неформальных параметров
(качественных факторов). С помощью нечетких описаний информа-
ция, не выражаемая численно, может быть использована в расчетных
алгоритмах именно в том виде, в котором она реально существует.
Благодаря этому процессы интуитивной (неформальной) и численной
(формальной) оптимизации удается объединить в единую процедуру
и тем самым обеспечить возможность взаимной компенсации недо-
статков одного оптимизационного процесса преимуществами другого.
При решении задачи лицо, принимающее решение (ЛПР), имеет дело
с формально не определенными связями, неметрическими признака-
ми, качественными критериями, а также с неформальным описанием
требований отбора. Зачастую имеет место пограничная ситуация,
требующая учета как формальных, так и неформальных факторов
в их совокупности. В тех случаях, когда одна часть составляющих
многокомпонентного задания имеет количественный, а другая каче-
ственный, но в то же время формальный характер, задача может быть
отнесена к классу формально разрешимых в определенном смысле.
Для решения нечетко определенных и не полностью схематизирован-
ных (нешаблонных) задач помимо выполнения чисто вычислительных
процедур требуется еще и применение приемов неформального ана-
лиза. Эффективность поиска при решении задач такого класса связана
с возможностью формального представления наиболее характерных
особенностей, таких, как: неопределенность исходных данных, крите-
риев отбора и самого процесса поиска решения, неформализуемость
условий, ограничений, целей отбора, многокритериальность и много-
вариантность задачи.
Если поиск решения задачи ведется при условии сохранения име-
ющегося уровня неопределенности, то и окончательную цель не имеет
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2007. № 3
101
1 3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,...19
Powered by FlippingBook