Использование нечеткомножественного подхода при оценке качества обучающихся - page 5

представить в виде
l
i
=
n
ki
X
k
=1
(
μ
ТЗ
ki
μ
kij
)
, i
= 1
, m, j
= 1
, n,
(2)
где
n
kj
— число элементов
y
k
в сравниваемых множествах
А
i
ТЗ
и
A
ij
;
μ
ТЗ
ki
— степень принадлежности множеству
А
i
ТЗ
, выражающего
i
-e тре-
бование задания;
μ
kij
— степень принадлежности множеству
A
i
.
На основе вычисленных по формуле (2) значений
l
i
и соответству-
ющих значений
ω
i
составляется матрица потерь. Затем с помощью
обобщенного показателя эффективности определяются суммарные по-
тери (табл. 2).
Для того чтобы свести несхематизированную задачу отбора к фор-
мально разрешимым задачам, надо тем или иным образом “снять не-
определенности”, т.е. либо ввести гипотезы, либо назначить оценки.
Но формирование гипотез и проведение оценок является прерогати-
вой ЛПР. Следовательно, при решении задачи не обойтись без по-
мощи эксперта, способного формально описать нечетко определен-
ную проблемную ситуацию на языке, понятном ЭВМ. Для этого ЛПР
нужно иметь в своем распоряжении соответствующий “инструмент”,
т.е. средства формализации, обеспечивающие возможность непосред-
ственного измерения нечеткого содержания в том виде, в котором оно
реально существует, т.е. допускающие “нечисловое” измерение каче-
ства с минимальной долей субъективизма.
При балльном шкалировании факторов, не содержащих в своей
основе количественных характеристик, степень проявления измеряе-
мого качества фиксируется в виде чисел. Однако реальными числовы-
ми оценками они не являются, так как для них не определены ариф-
метические операции. Кроме этого, при балльном шкалировании ряд
отношений качественного характера не может быть отображен в число
шкалы без потери существенной части содержательной информации
из-за различной информационной емкости метрических и топологи-
ческих пространств.
Следовательно, экспертные оценки, основанные на балльном (чет-
ком) шкалировании, по существу, не пригодны для использования их
в качестве средства формализации нечетких величин, так как по сво-
ей структуре они не “сомасштабны” характеру нечисловых измерений
качества.
В целях формализации процедуры отбора, связанной, как отмечено
выше, с неколичественными измерениями, в дальнейшем используют-
ся специальные функции принадлежности и на их основе вводятся так
называемые лингвистические переменные (ЛП), которые в наиболее
104
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2007. № 3
1,2,3,4 6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,...19
Powered by FlippingBook