136
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Естественные науки. 2016. № 5
УДК 608.2
DOI: 10.18698/1812-3368-2016-5-136-148
ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕМОНСТРАТОРА АВИАЦИОННОГОШАССИ
НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕОРИИ
ПЛАНИРОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА
С.А. Говор
1
Govor_sa@mail.ruО.Н. Катков
2
polit-s@mail.ru1
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, Российская Федерация
2
ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского, Жуковский, Московская обл., Российская Федерация
Аннотация
Ключевые слова
Рассмотрен алгоритм планирования эксперимента для
летательного аппарата с шасси на воздушной подушке.
Эксперименты проведены для двух режимов: статический
и квазидинамический. Разработаны две математические
модели для статического и квазидинамического ре-
жимов с учетом разных поверхностей. Для многофактор-
ной регрессионной модели, полученной для квазидина-
мического режима, проведено 24 эксперимента, а для
модели, полученной для статического режима,
—
12 испытаний. Установлено, что при несоответствии
линейной многофакторной модели первого порядка
заданным параметрам точности и адекватности модели
порядок полиномов необходимо повышать. Чем выше
порядок аппроксимирующего полинома, тем выше точ-
ность описания исходной математической модели. Для
летательного аппарата с шасси на воздушной подушке
достаточно полинома второго порядка. Это подтверждает
достоверность полученных данных
Воздушная подушка, самолет
с шасси на воздушной подушке,
шасси на воздушной подушке,
планирование эксперимента,
число экспериментов, уравне-
ние регрессии
Поступила в редакцию 29.02.2016
©МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2016
Введение.
Аэродинамические характеристики летательных аппаратов (ЛА) с
шасси на воздушной подушке играют важную роль при выборе режимов полета,
а также при создании необходимых управляющих сил и моментов в целях со-
хранения параметров траекторий и заданного положения судна в пространстве.
При перемещениях ЛА изменение усилия на тросе самолета проводят для пере-
вода их с одной поверхности на другую, преодоления высот препятствий, изме-
нения характеристик судна и т. п. Возможные значения эффективного усилия
на тросе в момент трогания в первую очередь зависят от поверхности, на кото-
рой находится ЛА, давления в скегах, давления в воздушной подушке и кли-
ренса.
Как правило, конструкции ЛА содержат одно крыло, фюзеляж, оперение,
маршевые двигатели, ограждение воздушной подушки, включающей боковые
скеги, нагнетатель воздуха для создания воздушной подушки. Проведенные
разработки и аэродинамические испытания выявили преимущества ЛА на воз-