1 / 13 Next Page
Information
Show Menu
1 / 13 Next Page
Page Background

136

ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Естественные науки. 2016. № 5

УДК 608.2

DOI: 10.18698/1812-3368-2016-5-136-148

ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕМОНСТРАТОРА АВИАЦИОННОГОШАССИ

НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕОРИИ

ПЛАНИРОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

С.А. Говор

1

Govor_sa@mail.ru

О.Н. Катков

2

polit-s@mail.ru

1

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, Российская Федерация

2

ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского, Жуковский, Московская обл., Российская Федерация

Аннотация

Ключевые слова

Рассмотрен алгоритм планирования эксперимента для

летательного аппарата с шасси на воздушной подушке.

Эксперименты проведены для двух режимов: статический

и квазидинамический. Разработаны две математические

модели для статического и квазидинамического ре-

жимов с учетом разных поверхностей. Для многофактор-

ной регрессионной модели, полученной для квазидина-

мического режима, проведено 24 эксперимента, а для

модели, полученной для статического режима,

12 испытаний. Установлено, что при несоответствии

линейной многофакторной модели первого порядка

заданным параметрам точности и адекватности модели

порядок полиномов необходимо повышать. Чем выше

порядок аппроксимирующего полинома, тем выше точ-

ность описания исходной математической модели. Для

летательного аппарата с шасси на воздушной подушке

достаточно полинома второго порядка. Это подтверждает

достоверность полученных данных

Воздушная подушка, самолет

с шасси на воздушной подушке,

шасси на воздушной подушке,

планирование эксперимента,

число экспериментов, уравне-

ние регрессии

Поступила в редакцию 29.02.2016

©МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2016

Введение.

Аэродинамические характеристики летательных аппаратов (ЛА) с

шасси на воздушной подушке играют важную роль при выборе режимов полета,

а также при создании необходимых управляющих сил и моментов в целях со-

хранения параметров траекторий и заданного положения судна в пространстве.

При перемещениях ЛА изменение усилия на тросе самолета проводят для пере-

вода их с одной поверхности на другую, преодоления высот препятствий, изме-

нения характеристик судна и т. п. Возможные значения эффективного усилия

на тросе в момент трогания в первую очередь зависят от поверхности, на кото-

рой находится ЛА, давления в скегах, давления в воздушной подушке и кли-

ренса.

Как правило, конструкции ЛА содержат одно крыло, фюзеляж, оперение,

маршевые двигатели, ограждение воздушной подушки, включающей боковые

скеги, нагнетатель воздуха для создания воздушной подушки. Проведенные

разработки и аэродинамические испытания выявили преимущества ЛА на воз-