Previous Page  2 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 13 Next Page
Page Background

Исследование демонстратора авиационного шасси на воздушной подушке…

ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Естественные науки. 2016. № 5

137

душной подушке по сравнению с другими ЛА, применяемыми для транспорти-

ровки груза в труднодоступные регионы. Основные преимущества заключаются

в следующем: перевоз крупногабаритного груза; большой ресурс; взлет и посад-

ка на необорудованных территориях; экономия топлива. Достигнутый в насто-

ящее время уровень характеристик ЛА не является пределом возможного, рабо-

ты по дальнейшему более углубленному исследованию ЛА продолжаются.

Рассмотрим традиционную методику проведения испытаний. Выбирают

одно из требуемых сочетаний высоты препятствия и усилия, устанавливают со-

ответствующие значения давления, выбирают поверхность и датчиками изме-

ряют возникающее усилие. Затем изменяют высоту препятствия, соответствен-

но корректируют параметры давления и вновь регистрируют усилие и т. д. Дру-

гими словами, испытания сводят к серии многофакторных экспериментов, в

каждом из которых изучают влияние факторов на усилие в момент трогания ЛА

(самолета) с места (функция отклика). Испытания по определению аэродина-

мических характеристик представляют собой задачу, при решении которой

возможно эффективное использование методов теории планирования экспери-

мента (ТПЭ), позволяющих получить требуемые результаты при существенном

сокращении необходимого числа экспериментов [1]. Основная особенность ме-

тодов ТПЭ — многофакторный подход к проведению эксперимента, предусмат-

ривающий не поочередное, а одновременное изменение от точки к точке всех

действующих факторов. Разработанные в теории методы составления опти-

мальных планов многофакторного эксперимента позволяют выбрать для их

проведения наиболее информативные сочетания значений определяющих фак-

торов и обоснованно назначить число экспериментов, необходимое и достаточ-

ное для получения результата с требуемой полнотой и точностью [1].

Постановка задачи.

Для нахождения определяющих факторов и усилия на

тросе тянущего ЛА была применена многофакторная регрессионная модель для

двух режимов планирования: статическом и квазидинамическом. Для определе-

ния параметров демонстратора авиационного шасси на воздушной подушке при

Рис. 1.

Конструктивно-компоновочная схема стенда для определения параметров

демонстратора авиационного шасси на воздушной подушке при статическом

и квазидинамическом режимах:

1 2

,

h h

— высоты объекта испытания;

в.т

H

— высота вектора тяги;

1 —

объект испытания

(тип ЛА);

2 —

контрольно-измерительный комплекс;

3 —

типовая единичная неровность;

4 —

тянущее устройство (жесткая рама и электрическая лебедка)