Исследование демонстратора авиационного шасси на воздушной подушке…
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Естественные науки. 2016. № 5
137
душной подушке по сравнению с другими ЛА, применяемыми для транспорти-
ровки груза в труднодоступные регионы. Основные преимущества заключаются
в следующем: перевоз крупногабаритного груза; большой ресурс; взлет и посад-
ка на необорудованных территориях; экономия топлива. Достигнутый в насто-
ящее время уровень характеристик ЛА не является пределом возможного, рабо-
ты по дальнейшему более углубленному исследованию ЛА продолжаются.
Рассмотрим традиционную методику проведения испытаний. Выбирают
одно из требуемых сочетаний высоты препятствия и усилия, устанавливают со-
ответствующие значения давления, выбирают поверхность и датчиками изме-
ряют возникающее усилие. Затем изменяют высоту препятствия, соответствен-
но корректируют параметры давления и вновь регистрируют усилие и т. д. Дру-
гими словами, испытания сводят к серии многофакторных экспериментов, в
каждом из которых изучают влияние факторов на усилие в момент трогания ЛА
(самолета) с места (функция отклика). Испытания по определению аэродина-
мических характеристик представляют собой задачу, при решении которой
возможно эффективное использование методов теории планирования экспери-
мента (ТПЭ), позволяющих получить требуемые результаты при существенном
сокращении необходимого числа экспериментов [1]. Основная особенность ме-
тодов ТПЭ — многофакторный подход к проведению эксперимента, предусмат-
ривающий не поочередное, а одновременное изменение от точки к точке всех
действующих факторов. Разработанные в теории методы составления опти-
мальных планов многофакторного эксперимента позволяют выбрать для их
проведения наиболее информативные сочетания значений определяющих фак-
торов и обоснованно назначить число экспериментов, необходимое и достаточ-
ное для получения результата с требуемой полнотой и точностью [1].
Постановка задачи.
Для нахождения определяющих факторов и усилия на
тросе тянущего ЛА была применена многофакторная регрессионная модель для
двух режимов планирования: статическом и квазидинамическом. Для определе-
ния параметров демонстратора авиационного шасси на воздушной подушке при
Рис. 1.
Конструктивно-компоновочная схема стенда для определения параметров
демонстратора авиационного шасси на воздушной подушке при статическом
и квазидинамическом режимах:
1 2
,
h h
— высоты объекта испытания;
в.т
H
— высота вектора тяги;
1 —
объект испытания
(тип ЛА);
2 —
контрольно-измерительный комплекс;
3 —
типовая единичная неровность;
4 —
тянущее устройство (жесткая рама и электрическая лебедка)