УДК 378.147
А. В. К у п а в ц е в
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
В СИСТЕМЕ МНОГОУРОВНЕВОГО
ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Деятельностный подход в образовании — это не кампания улуч-
шения и совершенствования образовательной парадигмы, это —
современный подход к педагогическим явлениям с позиций и на базе
субъектной деятельности учения учащегося и деятельности дру-
гих участников образовательного процесса. Раскрываются содер-
жание основных понятий деятельностного подхода и их использо-
вание в инженерной подготовке.
В сфере образования новое тысячелетие обозначилось активным
поиском эффективных путей общенаучной и профессиональной под-
готовки специалистов и реализации их потребности в самообразова-
нии. Разные подходы и взгляды на современное образование оказались
едины в осознании того, что невозможно построить образовательный
процесс вне активной роли в нем самого обучающегося, который в
традиционной педагогике оказался поставленным как бы на одну дос-
ку с неодушевленными объектами [1]. Образовательную среду следует
понимать не как искусственно создаваемую для обучающихся систе-
му, а как сторону их бытия, этап активного развития и становления
социального человека и профессионала.
Формой непосредственного или опосредованного взаимодействия
индивида с окружающей средой и другими людьми является деятель-
ность человека, как специфическая форма познания и целесообразного
изменения окружающего мира с целью удовлетворения социальных и
личностных потребностей. Люди не стоят в каком-то отношении к при-
роде, социальным явлениям, культуре, а активно действуют, овладевая
ими с помощью действия и формируя свое отношение к действитель-
ности. Благодаря активной деятельности субъекта, происходят прира-
щение знаний о вещном мире, изменения в личностном плане.
Условием развития цивилизации является осуществление индиви-
дом различной общественно-признаваемой деятельности, ибо только в
деятельности людей совершается прогресс общественного производ-
ства. Деятельность создает и самого человека, который, начиная с ро-
ждения, осваивает мир человеческой деятельности. Именно освоенная
профессиональная деятельность превращает студента в специалиста.
В деятельности развиваются способности человека, осваиваются зна-
ния, рождаются новые формы общения и способы практики. Только
106
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2006. № 4