Деятельностный подход находится на пересечении коренных про-
блем современного профессионального образования. Вне деятельност-
ной концепции невозможно достичь подлинной фундаментализации
естественнонаучного образования, принцип, провозглашенный пере-
довыми техническими университетами страны. В условиях необычай-
ной динамичности современной жизни и конкуренции в современном
производстве прикладные знания быстро устаревают, обесценивают-
ся. Высокой устойчивостью к различным переменам обладают фунда-
ментальные знания. Подготовка конкуретноспособных специалистов
побуждает в профессиональном образовании обратиться к освоению
фундаментальных основ промышленных технологий.
Сущностная связь с деятельностным подходом фундаментальной
естественнонаучной и общетехнической подготовки инженера обу-
словила и определяет двухуровневую диспозицию фундаментального
образования в системе бакалавр-магистр, предлагаемую в Государ-
ственном образовательном стандарте инженерной подготовки [3]. На
первой ступени формируются целостное инвариантное осмысление
единства и многообразия мира, навыки научно-теоретического мыш-
ления как современной формы научного познания, представления о
фундаментальности, универсальности и конструктивности современ-
ных естественнонаучных знаний о природе и технике.
На магистерской ступени обучения традиционную информацион-
ную научно-техническую картину мира дополняют ориентационно-
ценностным содержанием знаний, опытом профессиональной деятель-
ности, требованиями бережного отношения к среде своего существо-
вания и критической оценки результатов и последствий производ-
ственной деятельности человека. Фундаментальная естественнонауч-
ная и общетехническая подготовка инженеров поднимается до уровня
формирования субъектно-деятельностного образа мира, который от-
ражает не только научно-техническую информационную картину, но
и необходимую систему знаний и представлений для реальной про-
фессиональной деятельности по техническим направлениям. Как объ-
ективно существующая система представлений о современном миро-
устройстве, образ мира, будучи усвоенным студентом, превращается в
нечто большее - в субъектную широкую систему знаний и мышления,
благодаря которой каждый специалист имеет представление о мире, о
своем месте в нем, о смысле бытия и целях собственной деятельности.
Образ мира интерпретируется как целостная система познаватель-
ных гипотез на различных уровнях (чувственном, когнитивном, ра-
циональном) в деятельности субъекта. Любой конкретный образ воз-
никает в результате логической перестройки имеющейся гипотезы,
112
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2006. № 4