которые в качестве конечного результата профессионального образо-
вания включает дополнительные образовательные задачи совершенно
иного плана: трансформирование приобретаемых знаний в професси-
ональную и инновационную деятельности, овладение современными
информационными технологиями и доступом к глобальным источ-
никам знаний, самовоспитание мотивации, формирование навыков к
обучению и самостоятельному повышению квалификации, поддержа-
ние интереса к новому и передовому в отрасли и науке на протяжении
всей жизни, воспитание коммутативных способностей, умение ада-
птироваться к переменам, способствовать социальной сплоченности и
т.д. В компетентностной концепции освоению методов и способов про-
фессиональной деятельности предшествует формирование различных
компетенций специалиста. Категория деятельности вносит ясность в
разграничение этих понятий. Под компетентностью понимают кон-
кретные знания и опыт деятельности по специальности, формируемые,
главным образом, на второй, магистерской, ступени профессиональ-
ного образования и дополненные умением доказательно обосновать
предлагаемые решения, учесть объективные закономерности, преду-
смотреть возможные трудности и средства их преодоления и т.д. [5].
Конечно, компетентность невозможно сформировать вне положитель-
ной субъектно-личностной позиции профессионала. С точки зрения
деятельностного подхода компетентность — это подготовленность и
способность специалиста осуществлять свою профессиональную де-
ятельность на уровне, не ниже уровня знаний и способностей, ове-
ществленных в общественно-исторической материальной и духовной
деятельности.
Профессиональные и социальные компетенции жестко не связа-
ны с конкретной профессией. Они декларируют необходимые для
успешной производственной деятельности интегрированные качества
личности в профессиональной и общественной сферах (совокупность
познавательных и деятельностных отношений), в жизнедеятельности
своего “Я” (рефлексивные отношения), в коммуникативном взаимо-
действии с другими людьми, и могут быть поняты как готовность
индивида к выполнению определенной профессиональной деятельно-
сти. При деятельностном подходе к изучению фундаментальных есте-
ственнонаучных и общепрофессиональных дисциплин на первой сту-
пени осуществляется формирование необходимых компетенций для
инженерной деятельности бакалавра.
Перед современным образованием ставится задача достижения
стабильного образовательно-воспитательного результата аналогич-
но промышленным технологиям получения продукции с заданными
свойствами. Это говорит о необходимости разработки педагогических
116
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2006. № 4