его (субъектной) деятельности, оставляющий вне поля зрения лич-
ности ценностные ориентиры. Сменивший его неклассический этап
эволюции научного познания характеризуется обнаружением связи
между знаниями об объекте изучения и характером средств и опе-
раций получения этого знания, связью с деятельностью познания.
Деятельность – это неклассическая категория педагогики. В третий,
постнеклассический этап развития педагогики углубляется осознание
фундаментальной роли субъекта и его деятельности в образовательно-
воспитательном процессе, признается необходимость овладения мето-
дологией научного познания [1]. Современная педагогика становится
наукой об овладении “культурой” человеческой деятельности в широ-
ком смысле, главной наукой об образовании и воспитании Человека,
о воспроизводстве человека, наукой о вкладывании средств в челове-
ческий капитал.
Актуальной задачей современного высшего профессионального
образования является в настоящее время организация субъектной
деятельности учения и формирование субъектно-личностной пози-
ции студента к учебе и приобретению профессиональных знаний.
Преподавателю важно понять специфику субъектной деятельности
учения студента, отличающуюся, как известно, своей индивидуально-
стью, непредсказуемостью, вариативностью, нерасчлененной целост-
ностью. Субъектная деятельность учения студента подчиняется, по
нашему мнению, следующим дидактическим принципам: а) восхо-
ждения от имеющихся знаний к новым и встраивание их в свой преж-
ний опыт; б) рефлексии над знанием, означающей синтез, развитие
и выход за пределы актуализируемых знаний; в) интеллектуальной
активности учащегося в деятельности учения, благодаря которому
объект из рассматриваемой системы связей переключается в новую;
г) самопроектирования деятельности учения, как прогнозирование
мыслительной деятельности путем выдвижения предположений, ги-
потез и одновременно с ними критериев их правильности на двух
уровнях “стратегическом” и “тактическом”, которые соответствуют
замыслу решения учебной задачи и его осуществлению. Субъектная
деятельность учения учащихся всегда представляет собой решение
конкретной задачи или проблемы в избранной отрасли науки, произ-
водства или духовной сфере. Инженерная школа МГТУ традиционно
славится постановкой перед студентами различных учебных задач в
форме семестровых домашних заданий, курсовых проектов, практики,
реальных дипломных работ и т.д. для обучения навыкам субъектной
деятельности решения инженерных проблем и формирования опыта
профессиональной деятельности.
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2006. № 4
109