Деятельностный подход к профессиональной подготовке в системе многоуровневого инженерного образования - page 3

Приоритетным фактором образования становится сам субъект, в
деятельности которого только и могут соединиться фундаменталь-
ные знания с профессиональной практикой, обрести единство эти две
полярности. Деятельность учащегося, как субъекта образовательно-
го процесса, представляет собой особую реальность. Знания нико-
гда не существуют сами по себе, они всегда являются элементами
какой-либо деятельности и производятся в деятельности. Вне дея-
тельности индивида нет ни воспроизведения знаний, ни их исполь-
зования; вне деятельности обучающегося не может свершиться ни-
какой образовательно-воспитательный процесс. Субъектная деятель-
ность студента, как ведущая педагогическая категория, находится в
центре всего учебного процесса:
фундаментальная научная подготов-
ка — деятельность учения субъекта по научной дисциплине — освое-
ние видов и способов социальной и профессиональной деятельности в
различных отраслях материального производства и культуры.
В учебно-воспитательном процессе субъектная деятельность обу-
чающегося должна занять место изначальной основы, фундамента вся-
кого педагогического взаимодействия. В этом случае обучение превра-
щается в творчество самопоиска субъектом решения учебной пробле-
мы. Этим отличается сегодняшняя эпоха персонализации образова-
ния и всей социальной жизни общества. Перед педагогикой ставится
широкая задача вооружения современного человека “искусством” вы-
полнения субъектной деятельности в образовательной, социальной и
профессиональной сферах, как универсальной формы, реализующей
всякое участие человека в целесообразном действе и учебе.
Образовательную концепцию, опирающуюся на субъектную дея-
тельность учения учащегося, как центральную категорию в образова-
нии, и согласованную работу всех участников педагогического про-
цесса, будем называть
деятельностным подходом в образовании
. Дея-
тельностный подход развивает все стороны педагогического процесса
в зависимости от меры их связи с явлением деятельности участни-
ков образовательного отношения. Такое предельно широкое и систем-
ное рассмотрение всего комплекса образовательных проблем и реалий
определяет его как социально-педагогическое направление в теории и
образовательной практике. На фундаменте деятельностного подхода к
образованию и воспитанию педагогика превращается в единую специ-
ализированную науку о человеке, о становлении личности индивидов
для нужд цивилизации.
В истории развития педагогической науки выделяют три этапа.
Классический, как сосредотачивающий все свое внимание на объектах
образования — знаниях, умениях, навыках — и, по сути дела, не ка-
сающийся непосредственно самого субъекта обучения, особенностей
108
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2006. № 4
1,2 4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,...15
Powered by FlippingBook