Построенная на данных принципах ориентировочная основа учебно-
познавательной деятельности студента определяет систему умствен-
ных действий.
1. Целеполагание и распознание предмета физико-технического
рассмотрения явления.
2. Актуализация информации о предмете рассмотрения.
3. Уяснение требования задачи, переформулирование вопроса за-
дачи.
4. Осознание общей проблемы задачи.
5. Замысел решения задачи, выдвижение частных учебно-познава-
тельных проблем.
6. Действия и операции, реализующие намеченный замысел.
7. Текущий контроль хода учебно-познавательной деятельности.
8. Оценка правильности полученного результата.
9. Подведение итога выполненной учебно-познавательной деятель-
ности.
Эту систему надо понимать как программу действий, а не алго-
ритм деятельности учения обучающегося, ибо поиск решения учебно-
познавательной проблемы субъектом не подчиняется прямолинейно
направленному развитию. Любая схема не может структурировать де-
ятельность учения, которая по своей природе является личностной,
персонифицированной, может развиваться и конструироваться не по
тождественным сценариям.
Ориентировочная основа определяет стадии учебно-познаватель-
ной деятельности обучающегося и служит базисом управления его
субъектной деятельностью учения со стороны преподавателя. Смысл
оперативного руководства субъектной деятельностью учения
В.Д. Шадриков определил так: “Учитель, как правило, знает, какие
процедуры и операции необходимо использовать при решении задачи.
Но нужно, чтобы их нашел ученик, а учитель должен создать условия,
которые помогут ученику найти эти процедуры и операции” [4 с. 152].
Деятельность субъекта имеет два плана своего рассмотрения: мето-
дологический, проявляющийся в представлении деятельности психо-
логической теорией довольно-таки абстрактно через мотив, предмет,
цель, результат, как нечто идеальное, и теоретический, который на
фоне идеальных отношений и процессов подразумевает весь спектр
трудностей, препятствий, с которыми неизбежно сталкивается субъ-
ект любой реальной, практической деятельности, требующей от него
новой логики действий и привлечения новых знаний и информации, в
том числе из других областей науки.
Результат обучения, традиционно представляемый в классической
педагогике в форме знаний, умений и навыков, становится недоста-
точным. Знания, умения и навыки позволяют осуществить типовую,
110
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2006. № 4