нормативную деятельность. Для успешного разрешения нетипичной,
нестандартной ситуации нужны дополнительные условия, одно из ко-
торых (особенно важное в профессиональном образовании) является
овладение
опытом деятельности
. Именно наличием профессиональ-
ного и жизненного опытов деятельности реальный субъект отличается
от его идеальной философской схемы. Будучи выражением деятель-
ной активности субъекта, опыт деятельности тогда становится ее ре-
гулятором для достижения требуемого результата, атрибутом всякой
реальной субъектной деятельности индивида.
По сути дела, опыт деятельности проявляется в способности лич-
ности к преодолению встретившихся противоречий, в стремлении уй-
ти от привычных стереотипов, увидеть и вычленить проблему. Фор-
мирование такого опыта означает обучение поиску обоснованного
решения задачи, отличной от стандартной, путем разрешения пробле-
мы, преодоления затруднений, противоречий, привлечения теоретиче-
ских и общепрофессиональных знаний, обобщенных методов и специ-
альных приемов действий, вытекающих из ориентировочной основы
субъектной деятельности учения, когда обучающийся поднимается от
простых случаев к сложным, учитывающим множество факторов и
обстоятельств.
Обучение опыту деятельности, как образовательная задача, ранее
не ставилась, в то время как социальный заказ к образованию и Го-
сударственный образовательный стандарт предусматривают целена-
правленную передачу новым поколениям опыта различных способов
деятельности. Обычно предполагается, что если решать достаточное
количество тренировочных задач, то формируется опыт успешного
выполнения данной предметной деятельности по научной дисципли-
не. Действительно, ряд студентов в состоянии самостоятельно обна-
ружить, обобщить и аккумулировать этот опыт, однако для многих
он так и остается незамеченным и неусвоенным в отведенное время.
Приведем пример с решением задач по такому широко используе-
мому разделу физики, как электромагнитная индукция. Несмотря на
решение достаточного количества разнообразных задач по этой те-
ме, обобщение опыта нахождения электродвижущей силы индукции
как определение скорости изменения магнитного потока в трех его
возможных случаях зависимости от времени магнитной индукции,
площади поверхности и угла между вектором магнитной индукции
и нормалью к поверхности, может так и не сформироваться. Обу-
чение опыту предметной деятельности по научной дисциплине надо
предусмотреть в технологиях обучения посредством конструирования
соответствующего сценария учебного занятия.
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2006. № 4
111