Деятельностный подход к профессиональной подготовке в системе многоуровневого инженерного образования - page 8

благодаря чему образ мира служит и отправной точкой, и результиру-
ющим образованием, сохраняющим и накапливающим любые превра-
щения нашего знания. Особое место отводится универсальным зако-
номерностям, потенциально описывающим всевозможные состояния
и флуктуации реальных систем, и их использованию для предсказания
наблюдаемых на практике результатов в конкретных случаях.
Естественнонаучные и общетехнические дисциплины при деятель-
ностном подходе к их изучению составляют базу общепрофессиональ-
ной подготовки, являющейся неотъемлемой составляющей универси-
тетского инженерного образования. Общепрофессиональная подго-
товка кладет начало профессиональному становлению студента, фор-
мирует прообраз будущей его деятельности, закладывает фундамент
профессиональной компетентности специалиста, развивает демокра-
тичность мышления при решении профессиональных проблем. Имен-
но на основе деятельностного подхода к формированию фундамен-
тальных естественнонаучных и общетехнических знаний будущие
инженеры учатся оценивать, рассчитывать и прогнозировать на осно-
ве фундаментальных обобщений изменения физических, химических
и различных технических характеристик природных и инженерных
объектов в конкретных условиях, а также воссоздавать на их осно-
ве инженерно значимые свойства реальных явлений и устанавливать
вероятные научно-технические причины, обуславливающие наблюда-
емое поведение технической системы и изменения ее характеристик.
Обучение студентов видам и способам деятельности на основе уни-
версальных и обобщенных знаний разрешает острую методическую
проблему двухуровневой системы высшего профессионального обра-
зования (ВПО), связанную с подготовкой бакалавров. Многоуровне-
вую систему ВПО можно считать совершившимся фактом. И хотя все
еще продолжаются дискуссии по этому вопросу, понимание того, что
вариативность высшего образования — веление времени, становится
все очевиднее. Моноступенчатая образовательная система, нацелен-
ная на подготовку всех специалистов одинакового образовательного
потенциала, является нерациональной, неоправданно затратной и на
практике до конца невыполнимой. Определенная часть выпускников
по роду своих обязанностей не использует в полном объеме уровень
своего образования, или вообще работает не по специальности, зани-
мая должности, которые требуют просто высшего образования.
Ступенчатая система ВПО позволяет рационально использовать
материальные и финансовые затраты, людской ресурс страны, по-
строить личностную образовательную траекторию в соответствии с
желанием и способностями индивида. Это — путь реального осуще-
ствления права каждой личности на получение образования и само-
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2006. № 4
113
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11,12,13,14,15
Powered by FlippingBook