В сравнении с бакалавром за счет дополнительного года обучения ор-
ганизованы изучение дисциплин специальности и профессиональная
практика с целью формирования у будущих специалистов широкой
профессиональной компетентности в избранной отрасли производства
и способности реально выполнять конструкторско-технологическую
деятельность [4]. Дальнейший анализ проекта, по мнению авторов,
направлен на методическое обеспечение двухуровневой системы про-
фессионального образования [3].
Имея опыт реальной подготовки высококлассных дипломиро-
ванных специалистов, породившей многих талантливых создателей
и организаторов передовой техники, высшему профессиональному
техническому образованию России предстоит перейти на массовую
подготовку специалистов другого типа — инженеров–бакалавров с
4-летним (3-летним) сроком обучения. Совершенно ясно, что простое
законодательное закрепление этого образовательного статуса само
по себе не является решающим доводом для работодателя, которому
нужен реальный на деле специалист, подготовленный к выполнению
определенных производственных обязанностей. Структурирование
предусмотренной Государственным образовательным стандартом об-
щенаучной подготовки бакалавра по трем ее циклам — гуманитарно-
социальном, естественнонаучном и общепрофессиональном — само
по себе не обеспечивает формирования деятельных знаний и не фор-
мирует опыта инженерной деятельности даже на предусмотренном
уровне. Проблема состоит в том, что за время, отводимое, как и ранее,
на общенаучную и общетехническую подготовку студентов (3–4 года),
теперь требуется научить выпускников-бакалавров профессионально
и грамотно действовать на основе фундаментальных и обобщенных
знаний при выполнении возложенных на них инженерных обязан-
ностей. Образование, опирающееся на деятельностный подход, на
субъектную деятельность учения студента, ставит его в условия, в
которых он учится, а не подвергается учению, действует, творит, а не
просто выполняет указания и предписания преподавателя, и тем са-
мым осваивает виды и способы общепрофессиональной деятельности
в определенной области инженерного производства
Необходимо отметить ведущую роль деятельностного подхода в
компетентностной концепции профессионального образования, при-
влекающей все больше и больше своих сторонников в связи с введе-
нием двухуровневой системы ВПО. Обнаружилось, что квалификаци-
онная модель специалиста, отражающая содержание и процессуаль-
ные компоненты профессиональной деятельности, является узкой, не
отвечающей всей палитре требований к современному специалисту,
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2006. № 4
115