образования в современных условиях и способ гибкого государствен-
ного регулирования социального заказа общества к образованию. Это
— построение образовательной системы в соответствии с мировыми
стандартами и плавная интеграция ее в европейскую и мировую струк-
туры. Ведется активная разработка Государственных образовательных
стандартов многоуровневого высшего образования по различным от-
раслям производства и сферам социальной жизни.
В МГТУ им. Н.Э. Баумана, отметившем свое славное 175-летие,
разработан в области инженерного образования Государственный
образовательный стандарт для бакалавров и магистров, закладыва-
ющий систему перспективной подготовки специалистов будущего,
систему достижения высоких и стабильных результатов образования
на всех его ступенях и обеспечения востребованности выпускников
втузов на рынке труда в условиях острой конкуренции внутри страны
и с иностранными производителями [3].
В соответствии с Государственным образовательным стандартом
выпускник первой ступени — инженер-бакалавр, как специалист, полу-
чает подготовку, достаточную, чтобы поддерживать, эксплуатировать,
модернизировать созданные объекты, процессы, изделия. Это — массо-
вый инженер, без которого не может обойтись ни одно промышленное
или оборонное предприятие, любое учреждение, использующее при-
боры и другую технику.
Освоивший вторую ступень высшего образования инженер-магистр
становится элитным специалистом с глубокой фундаментальной и
специальной системной подготовкой, который способен и призван
разрабатывать новые принципы функционирования систем и изде-
лий, предлагать новые физические процессы в основу проектируемых
объектов и обосновывать их, проводить тончайшее и глубокое мате-
матическое и физическое моделирование, организовывать сложный
эксперимент и уметь на основе современных электронных методов
обработки извлечь из него максимум информации и т.д.
Не исключена возможность для вузов лицензировать совместно
с работодателями подготовку привычных для технических отраслей
инженеров по пятилетним стандартам. Основная профессиональная
образовательная программа специалистов, как и другие структуры
высшего технического образования, включает глубокое овладение
гуманитарными, социально-экономическими и естественнонаучны-
ми дисциплинами общенаучного характера, общепрофессиональны-
ми дисциплинами, а также усиленную теоретическую и практиче-
скую подготовку по специальности и специализациям, предполагаю-
щую различные виды профессиональной деятельности выпускника.
114
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2006. № 4