Деятельностный подход к профессиональной подготовке в системе многоуровневого инженерного образования - page 2

деятельность превращает все элементы и вещи окружающего бытия в
отношения и системы. Вне деятельности нет ни средств производства,
ни предметов искусства, нет и самого человека.
В образовании, как общественном разделении труда, нацеленном
на подготовку подрастающих поколений к жизни и участию в обще-
ственном производстве, на сохранение научно-социального наследия
цивилизации и приумножения общественно-исторической практики,
имеет место деятельность трех поколений людей: ранее живших (в ви-
де способов общечеловеческой деятельности, запечатленных в обще-
ственной практике), деятельности учения подрастающих поколений и
профессиональной педагогической деятельности работников отрасли
образования. Вывод о трех типах деятельности в учебном процессе:
1) предметной деятельности по научной дисциплине, 2) субъектной
деятельности учения обучающегося и 3) деятельности преподавания
— имеет свое методологическое обоснование как отражение внеш-
ней практической деятельности, процесса познания и коммуникации и
свою педагогическую интерпретацию как взаимодействие обучающе-
го, обучаемого и содержания образования. Это отвечает комплексному
пространству существования реального человека, складывающемуся
из природных, психических, личностных условий функционирования,
с одной стороны, социальных (во всей конкретности), с другой, и спо-
собов организации деятельности как труда, профессии, своего дела, с
третьей.
В настоящее время уровень научного прогресса, проникновение
познания в сущность явлений и процессов природы и общественной
жизни достигли такой глубинной стадии обобщения, что извлечение
и использование научной информации вне активности человека, вы-
ражающейся в его деятельности, стали невозможными. По сути де-
ла между фундаментальным теоретическим познанием, являющимся
условием дальнейшего развития современной цивилизации на Плане-
те в настоящий период, и прагматизмом человеческой деятельности су-
ществует пропасть, непреодолимая для формальной логики и компью-
терных технологий. В фундаментальных обобщениях и сущностных
законах природы не содержится указаний на получение конкретных
рецептов в профессиональной деятельности. Добыть их применитель-
но к решению конкретных научно-производственных проблем и задач
можно только в рамках человеческого поиска, человеческой деятель-
ности, благодаря присутствию фактора человеческой личности. Это
подтверждается, например тем, что несмотря на широкие возможно-
сти современных компьютеров, не удается решить ставшие “вечными”
такие задачи, как задача полного исследования динамики трех тел или
задача хотя бы среднесрочного прогноза погоды.
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2006. № 4
107
1 3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,...15
Powered by FlippingBook