Деятельностный подход к профессиональной подготовке в системе многоуровневого инженерного образования - page 12

технологий, которые, как и промышленные, определяли бы конкрет-
ные образовательные цели и порядок их реализации. В педагогических
технологиях исходным и конечным результатом выступает сам чело-
век, подвергающиеся изменению одно или несколько его свойств.
Деятельностный подход к образованию вносит ясность в понятие пе-
дагогической технологии и ее отличие от дидактики и методики обу-
чения. Педагогические технологии, как пути реализации концепции
деятельностного подхода в обучении, прогнозируют взаимодействие
участников образовательного процесса в предметной деятельности
по научной дисциплине: субъектной деятельности учения студента и
профессиональной деятельности преподавателя вуза. Они определяют
особенности действий преподавателя и студентов, их согласован-
ность на различных этапах учебных занятий и учебных мероприятий
или создания у студентов активного положительного отношения к
обучению. Благодаря этому, открывается перспектива творческой реа-
лизации своей профессиональной деятельности преподавателем вуза,
возможности наращивать эффективность педагогического процесса с
целью получения образовательного продукта — человеческого фактора
с требуемыми свойствами — современного высококвалифицированно-
го специалиста.
В таблице “Педагогическая система профессиональной деятель-
ности преподавателя вузовской кафедры на основе деятельностного
подхода к обучению студентов” представлена система профессиональ-
ной деятельности преподавателя. В соответствии с целями и задачами
технического университетского образования, Государственным обра-
зовательным стандартом и другими нормативными документами кон-
струируется учебный курс научной дисциплины. На основе дидакти-
ческих принципов Высшей школы и арсенала средств кафедры и уни-
верситета разрабатывается педагогическая модель учебного процесса,
реализующая педагогические задачи изучения научной дисциплины в
техническом университете. Реализация этого проекта в практике обу-
чения во многом зависит от уровня овладения преподавателем видами
профессиональной деятельности, среди которых управление на осно-
ве системы ориентировочных действий субъектной деятельностью
учения студента, формирование субъектно-личностной позиции и
предпосылок к творчеству, осуществление учебно-интеллектуального
развития студентов и развития их профессиональных способностей,
формирование различного опыта предметной деятельности по науч-
ной дисциплине и профессиональной компетентности и др. Управле-
ние реальным учебным процессом — это не только забота руковод-
ства кафедр и подразделений вуза, — это прежде всего ответственная
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2006. № 4
117
1...,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 13,14,15
Powered by FlippingBook