Сначала определим температуру и динамический предел текучести
материала кумулятивной струи, воспользовавшись приведенной в [8]
зависимостью динамического предела текучести
Y
от температуры
T
материала:
Y
= ˜
Y
1
−
T
−
T
R
T
M
−
T
R
z
,
(2)
где
˜
Y
— динамический предел текучести материала при фиксирован-
ной температуре
T
R
;
T
M
— температура плавленияматериала;
z
—
константа материала. Первый сомножитель в правой части этого урав-
ненияопределяет механическое поведение среды при температуре
T
R
,
а второй сомножитель — характер измененияпредела текучести от
температуры материала.
В общем случае
˜
Y
зависит от интенсивности пластических де-
формаций
ε
i
как основной характеристики сдвиговых пластических
деформаций, скорости пластических деформаций
e
i
и других параме-
тров.
Пусть длялюбой индивидуальной точки
N
струеобразующего слоя
облицовки применительно к конкретным условиям обжатия и дефор-
мированияизвестна величина динамического предела текучести
˜
Y
как
функцияинтенсивности пластических деформаций
ε
i
и скорости пла-
стических деформаций
e
i
при средних значениях других параметров:
˜
Y
N
= ˜
Y
N
(
ε
i
, e
i
)
.
(3)
Подставляя соотношение (3) в уравнение (2), получаем
Y
N
= ˜
Y
N
1
−
T
−
T
R
T
M
−
T
R
z
.
(4)
Дляопределенияпредела текучести
Y
N
в индивидуальной точке
N
материала кумулятивной струи необходимо знать результирующую
температуру
T
в этой точке. Известно, что разогрев металла струи
происходит за счет начального нагрева, ударно-волнового нагружения
и пластической деформации материала струеобразующего слоякуму-
лятивной облицовки в процессе ее обжатияи формированияструи.
Применительно к конкретным условиям обжатия облицовки и фор-
мированиякумулятивной струи выразим результирующую температу-
ру
T
в индивидуальной точке
N
через температуру
T
∗
точки
N
того же
материала, деформированного при тех же условиях, но в отсутствие
начального нагрева материала облицовки:
T
=
T
∗
+ ∆
T,
(5)
где
∆
T
— прирост температуры материала кумулятивной струи.
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2005. № 4
67