постановке, без ухудшения точности решения исходной задачи в усло-
виях неопределенности (в том числе сценариев развития аварийных
ситуаций) возможно при наличии дополнительной информации.
Необходимая дополнительная информация может быть получена
из общих соображений и на основе предварительного анализа усугуб-
ления или нейтрализации аварийных ситуаций при их наложении. На-
пример, известно, что увеличение времени внесения возмущения или
уменьшение по абсолютному значению вносимого возмущения, как
правило, приводит к уменьшению максимальных значений наиболее
значимых функционалов безопасности (температур компонентов ак-
тивной зоны, мощности и др.) в аварийном переходном режиме. Также
известно, что при наложении отдельных возмущений, инициирующих
аварийные режимы, они могут нейтрализовать друг друга или усугу-
бить ситуацию [7].
Следует отметить, что при наложении аварийных ситуаций воз-
можно не только нейтрализация или усугубление, но и промежуточ-
ные случаи, когда наблюдается усугубление аварийной ситуации с
точки зрения одного или нескольких функционалов безопасности и ее
нейтрализация — с точки зрения других функционалов безопасности.
Например, в быстрых реакторах большой мощности с диоксидным
топливом в аварийных режимах LOF WS и TOP WS максимальные
температуры теплоносителя и оболочек твэлов сначала увеличиваются
с течением времени, достигают максимальных значений, затем умень-
шаются в результате действия обратных связей по реактивности и
стабилизируются на постоянном уровне (квазистационарный режим).
В режиме LOF WS максимальная температура топлива и мощность
уменьшаются с течением времени, а в режиме TOP WS сначала уве-
личиваются. При одновременном наложении этих режимов в зависи-
мости от того, какой из них доминирует, максимальная температура
топлива и мощность реактора могут увеличиваться или уменьшаться.
Доминирование того или иного режима при их наложении определя-
ется, главным образом, значениями возмущений, инициирующих ка-
ждый режим, временем внесения возмущений и законами, по которым
они вносятся. В итоге при наложении одних и тех же режимов можно
выделить область (в координатах
δw
) возможного превышения макси-
мально допустимого значения температуры топлива, область нейтра-
лизации аварийных режимов, область возможного превышения макси-
мально допустимых значений температур теплоносителя и оболочек
твэлов. В общем случае область нейтрализации аварийных режимов
при их наложении соответствует условию
N
n
=1
δρ
n
< δρ
n
, где
δρ
n
—
изменение реактивности системы вследствие
n
-го возмущения,
N
—
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2012. № 3
69